ГОТОВИМСЯ В 1 КЛАСС

Муниципальное бюджетное  

общеобразовательное учреждение 

"Бурлаковская средняя

общеобразовательная школа"

 

ГОТОВИМСЯ В 1 КЛАСС

Режим младшего школьника.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству ребенка.

Школа - это новый этап жизни ребенка, к которому он должен быть подготовлен. Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школе - широту его знаний и представлений.

Ребенок может прийти в школу с довольно широким кругом знаний и вместе с тем оказаться совсем неподготовленным к выполнению многообразных требований, предъявляемых ему школой.

Процесс обучения в школе требует от ребенка не только накопления знаний и умений учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания. Существуют некоторые характеристики дошкольника, свидетельствующие о его здоровье:

  • Прыгает в длину на 1 м, в высоту до 50 см;

  • Пробегает без остановки до 60 м;

  • Занимается физкультурой без отдыха до 30 мин.

Идя в школу, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная – не может полностью начаться. Для ребенка это травма. В семье младшие школьники находят возможность удовлетворения потребностей в безопасности и любви. Все, что ставит под угрозу или мешает удовлетворению этих потребностей, может порождать у ребенка чувство незащищенности и жизненной неопределенности, что порой приводит к тому или иному эмоциональному расстройству. Ученик с серьезными проблемами эмоционального порядка не в силах развиваться так, как позволяют его способности. Поэтому, очень важно, чтобы младший школьник «вошел» в коллектив. Адаптация в коллективе позволит младшему школьнику избежать аномалий в развитии личности и психики в будущем. Необходима кропотливая работа по формированию у ребенка самостоятельности и уверенности в своих силах.

В этом ему может помочь правильно сформированный режим дня, который позволит ребенку легче вжиться в роль школьника.

Проблема перегрузки школьников тесно связана с нарушениями в организации общему режима дня учащихся. Влияют на работоспособность ребенка и индивидуальные особенности ученика и условия семейного воспитания и домашнего режима. Младший школьник может без напряжения работать до 5-ти часов в день в совокупности с обязательными перерывами. При правильной организации этой работы он будет здоров, эмоционально стабилен, способен хорошо усваивать учебный материал.

Режим дня для учащихся 1 классов должен предусматривать : полноценный ночной сон – не менее 10 часов, время на еду, активный отдых (прогулка) на воздухе не менее 2,5-ой часов, дневной сон или отдых, свободное время не менее 1,5 часов, учебные занятия, включая дорогу в школу и обратно (4-5 часов), домашние задания (1 час), дополнительные занятия (до 1 часа).

При составлении режима дня для младшего школьника, необходимо учитывать распределение нагрузки в течение дня и недели, а также учитывать, что максимальная работоспособность у младших школьников отмечается с 8 до 11 часов и с 16 до 17 часов. Наблюдения показывают, что у первоклассников работоспособность наиболее высока в первые 15 минут урока. После 30 минут непрерывной работы наблюдается падение работоспособности, ухудшение внимания, ослабление памяти.

Помогает снять излишнее психологическое и мышечное напряжение, препятствуют нарастанию утомления и благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности 2-3-х разовые по 20-30 секунд физкультминутки и гимнастика для пальцев.

Установлено, что переутомление и большие домашние задания убивают у младших школьников интерес к учению и желание ходить в школу. Домашнее задание должно поддерживать и расширять обучение, поэтому основная учебная работа должна проходить в школе, в классе. Лучшая домашняя работа с ребенком – это чтение книг, ответы на его вопросы и различные разговоры с ним. Начатая в семье работа по подготовке детей к школе, формированию у них ценности здоровья должна находить продолжение в здоровье сберегающем процессе образовательного учреждения.



Уважаемые родители! Помните, что выработка должного стереотипа режима дня позволит Вашему ребенку безболезненно и быстрее войти в ритм школьной жизни, сохранит его здоровье и будет способствовать его успешной учебе.


Рекомендации родителям первоклассников


Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают, подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Наши рекомендации адресованы учителям начальных классов и родителям первоклассников и будущих первоклассников. Они помогут определить готовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.


Психологическая готовность


Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе. Эти дети с отставанием и нарушением в развитии нуждаются в повышенном внимании и создании индивидуальной образовательной среды.


Каковы же компоненты психологической готовности?


Содержательная характеристика


Интеллектуальная готовность


  • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

  • Сформированность начальных умений учебной деятельности»

  • Дифференцированность восприятия как основа мышления.

  • Планомерность восприятия (наблюдательность).

  • Развитое наглядно-образное мышление:

    • умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

    • умение сравнивать их, видеть сходное и различное,

  • Развитое воображение.

  • Хорошая ориентировка в пространстве и времени

  • Хорошая память.

  • Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).

  • Развитие фонематического слуха

  • Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).

  • Предпосылки абстрактно-логического мышления;

  • способность понимать символы;

  • способность формулировать вопросы;

  • способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы


Личностная готовность


  • Принятие новой социальной позиции.

  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

  • Развитие познавательных критериев, любознательности.

  • Развитие желания ходить в школу.

  • Произвольное управление своим поведением.

  • Объективность самооценки.

  • Потеря «детскости», непосредственности


Социально-психологическая готовность


  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).

  • Развитие потребности в общении.

  • Умение подчиняться правилам и нормам.

  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия


Эмоционально-волевая готовность


  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

  • Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

  • Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.

  • Произвольная регуляция внимания.

  • Умение продлить действия, приложив к этому усилия.

  • Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).

  • Сформированность небоязни трудностей


Воспитание воли


Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть:


  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

  • эмоционально-благополучное отношение к школе.


Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.


Рекомендации педагогам и родителям


    • Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

    • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

    • Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.

    • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

    • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.

    • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми ~ только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша па собственное совершенствование.

    • Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.

    • В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

Дата последнего обновления страницы 04.06.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения